О журнале

Институт этнологии и антропологии РАН запускает новый журнал «Антропологии/Anthropologies». Как видно из названия, мы считаем антропологию мировой наукой, создаваемой и творчески преобразуемой во всех уголках Земли учеными и любителями с самым разным культурным, языковым и идеологическим бэкграундом. Антропология для нас — это не только диалог между «полевиками» и их собеседниками, или между теориями и «материалом». Не менее важен, хотя порой и менее заметен, диалог различных антропологий, антропологических традиций, научных коллективов.

Несмотря на то, что современное знание все больше глобализируется, мы считаем, что традиции антропологических школ – национальных или основанных на неких теоретических установках – сохраняются и в значительной степени определяют методы и объекты исследований, а также идеологические пристрастия ученых. Позиции, занимаемые «местными», «индигенными» антропологами по отношению к ученым из глобальных центров порой оказываются неравными и чреватыми конфликтами. Не менее интересны коллизии, возникающие между антропологами, получившими образование в Западной Европе и Америке, и продолжателями «местной» школы, также претерпевающей радикальные перемены. В то же время, сотрудничество между представителями этих позиций очень часто продуктивно, поскольку позволяет видеть исследуемую реальность из нескольких перспектив.

Российская антропология — хороший пример переплетения данных процессов. Несмотря на то, что Россия имеет одну из старейших традиций науки о человеке и народах, ее присутствие на мировой антропологической сцене в настоящий момент довольно скромно. Советская этнография пыталась стать лидером «прогрессивных» антропологов под марксистскими знаменами, однако после распада СССР и крушения марксистско-ленинской парадигмы российская наука вынуждена искать новое «лицо» в непростых финансовых и институциональных условиях.

Описанные выше глобальные коллизии имеют место и внутри российской антропологии. «Центральные» институции, отсчитывающие свою историю со времен Российской империи, являются пунктами и притяжения, и отталкивания для областных и республиканских антропологий, не только занятых выживанием в условиях постоянно реформируемой науки, но и зачастую выполняющих задачу выстраивания идентичности «своих» культурных и национальных групп. Разнообразие антропологий, конечно, не исчерпывается указанными выше. Не менее интересны возрастные, гендерные и прочие различия, влияющие на нашу исследовательскую оптику.

Журнал «Антропологии» создается для того, чтобы отразить, зафиксировать и осмыслить современную жизнь множества мировых и российских антропологий. Наша миссия — создать пространство для диалога антропологов, работающих над близкими проблемами в разных странах, наладить диалог между ними как по теоретическим вопросам, так и вокруг сложностей и ловушек «академического быта».

Руководствуясь данными целями, мы будем использовать два основных формата выпусков. Во-первых, мы планируем специальные выпуски, посвященные презентации центров антропологической науки (институты, кафедры, музеи и т.д.). Такие выпуски могут состоять из публикаций по истории институции, интервью с ее лидирующими авторами, а также из исследовательских статей, отражающих типичные теоретические подходы и предмет исследований данного коллектива. Во-вторых, в наших планах выпуски, посвященные теоретической проблеме или определенному тематическому полю исследований. В данном случае мы хотели бы вызвать диалог между российскими исследователями (как из «центров», так и из регионов) и зарубежными учеными. Во всех выпусках мы будем публиковать рецензии и обсуждения наиболее значительных и известных книг, также приглашая ученых из регионов, центров и зарубежных специалистов.
Мы открыты для предложений наших читателей относительно актуальности той или иной сферы и готовы предоставить площадку приглашенному ответственному редактору для «сборки» тематического выпуска или презентации научного центра.