Художественная культура Якутии: современные процессы в поисках своей «идентичности»
DOI:
https://doi.org/10.33876/2782-3423/2024-1/91-103Ключевые слова:
современная художественная культура Якутии, морфология искусств, якутское кино, массовая культура, культурогенезАннотация
Статья посвящена анализу современного состояния художественной культуры Якутии на рубеже ХХ — начала XXI вв. Актуальным для осмысления современных процессов Якутии с 1990‑х годов становится конвергентный этап, определяющий поиски новой «идентичности». Культурная современность Якутии рассматривается в трех ракурсах: 1) в «снятом» содержании — уход в культурное «прошлое» в театральных постановках Андрея Борисова; 2) в «актуальном» содержании — еще незавершенное творчество модельера А. Филипповой с репрезентацией национальных форм одежды; 3) в «потенциальном» содержании видов искусств намечается подготовка будущего современной культуры 2010–2020‑х годов. К этому «потенциальному» пласту культуры следует отнести проекты якутского кино. Анализ конвергентного этапа в развитии искусств в данном регионе позволяет выдвинуть предположение о том, что в начале ХХI в. лидером в морфологии искусства Якутии последовательно и вполне закономерно становится кино, которое в своем культурогенезе интегрирует возможности массовой культуры с профессионализмом всех получивших здесь развитие видов искусства.