Сакральный ландшафт: нарративные и символические репрезентации в мифогеографии народа саха

Авторы

  • Наталия Данилова Центр интеллектуальной истории и культуры, ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН» Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН https://orcid.org/0000-0002-3728-5738

DOI:

https://doi.org/10.33876/2782-3423/2024-1/47-63

Ключевые слова:

ландшафт и культура, пространственные представления, освоенное пространство, свое и чужое, сакральный ландшафт

Аннотация

В статье рассматриваются семиотико-­мифологические интерпретации ценностно-­смысловых значений природных объектов и конструирование сакрального ландшафта в мифогеографии народа саха (якутов) в рамках символической антропологии. Геокультурный подход позволил раскрыть оригинальные модели воображения пространства, связанные прежде всего с идеей включенности в структуру ландшафта не только артефактов материальной, но и феноменов духовной культуры, поскольку, обустраивая жизненное пространство, люди наделяют его символическими значениями. Таким образом происходит освоение пространства как в утилитарном, так и в символическом контексте (по В.Л. Каганскому). Действительно, этносы адаптируются к природной среде, формируя, как правило, сложнейшую систему духовных связей с природой — своеобразную в каждом регионе, что и является одной из важных стратегий освоения пространства. В соответствии с данной концепцией выявлено, что именно сотворчество человека и природы определило формирование сакрального ландшафта «ытык сир».

Биография автора

  • Наталия Данилова , Центр интеллектуальной истории и культуры, ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН» Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

    к.и.н., старший научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

08.06.2024

Выпуск

Раздел

Тема номера