Имперский проект: визуальная репрезентация «экзотических» народов Якутии на примере почтовой открытки рубежа XIX-ХХ вв
DOI:
https://doi.org/10.33876/2782-3423/2024-1/31-46Ключевые слова:
визуализация, почтовая открытка, национальный нарратив, эмотивная культура, этничность, овременные визуальные стратегииАннотация
В 1860-е годы ученый мир России признал фотографию новым точным методом наблюдения и исследования, открыв миру новый документальный «язык» культуры, ставшей отправной точкой произошедшего в российском научно-исследовательском поле визуального поворота. Поиски парадигмы происхождения и развития коренного населения в ходе собирательской деятельности российских экспедиций, местных научно-исследовательских обществ в Якутcкой области способствовали внедрению визуальных методов исследования в исследовательское поле. «Парад» экзотичных народов, появившийся в жанре этнографической фотографии, стал одним из востребованных сюжетов почтовых видовых открыток Российской империи. Cтатья посвящена изучению «образа других» через призму объектива фотокамеры, где она выступает инструментом сбора данных, вокруг которого наслаивается информация, связанная с техниками ее интерпретации. Эмотивная культура коренных народов Якутии воссоздается посредством раскрытия концепций и кодов визуальной репрезентации жанра этнографической фотографии и почтовой открытки как «текста» культуры, авторского высказывания, «перекодирования» визуального изображения в современный национальный нарратив.